MENU

Токарная обработка древесины
Декоративная обработка древесины - одно из древнейших ремесел, освоенных человеком. Развиваясь на протяжении многих веков, передаваясь от поколения к поколению, искусство декоративных работ по дереву обогащалось опытом и национальными традициями.
Здорово,замечательно !

Обработка древесины как материала также совершенствовалась. С появлением железа расширилось разнообразие орудий труда, связанных с заготовкой и обработкой древесины. Плотники получили инструмент высокого качества - достаточно прочный и стойкий против затупления.

Токарный станок был первой машиной для механической обработки древесины. Он вошел в обиход на 500 лет раньше двуручной пилы и на 1000 лет раньше рубанка. На протяжении почти трех тысячелетий токарный станок был единственным устройством, обеспечивающим полную обработку древесины - от грубо обрубленной заготовки до готового изделия или его детали. При этом становилось доступным (с применением простейших измерительных инструментов и шаблонов) изготовление одинаковых деталей. Простота и законченность токарной технологии позволили производить массу самых разнообразных изделий, деталей архитектуры и мебели, предметов быта, украшений и даже механизмов деревянных часов.

В начале 18-го века русский ученый, механик и скульптор Андрей Константинович Нартов разработал и построил первый в мире токарно-винторезный станок с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колес, а также создал несколько механизированных копировальных станков для вырезания барельефов.

Постоянное совершенствование токарных станков, зуборезного и фрезерного оборудования, появление делительных и других приспособлений для обработки металлов создали базу для машинного изготовления деревянных изделий очень сложного профиля.

В последние полтора десятилетия Московским ордена Ленина опытным заводом «Станкоконструкция» освоен выпуск настольных станков «Универсал». В процессе совершенствования конструкции станков было создано три модели и в настоящее время потребителям поступает «Универсал-3».

В основу книги положена работа на станке «Универсал-3» с учетом опыта эксплуатации станков «Универсал-1» и «Универсал-2»

«Универсал-3» построен по традиционной схеме токарного станка. Оснащенный дополнительными приспособлениями, он позволяет производить пиление, фугование, фрезерование и многие другие виды обработки дерева. Часть оснастки поставляется в комплекте со станком, некоторые приспособления мастер-любитель может сделать самостоятельно непосредственно на «Универсале».

Для изготовления дополнительных приспособлений и специального режущего и измерительно-разметочного инструмента требуется знание токарной и фрезерной обработки металлов, слесарного дела. Умение работать с металлами поможет грамотно подойти к обработке дерева, особенно твердых пород. Именно на опыте широкой эксплуатации станка основаны рекомендации по модернизации его узлов, приведенные в главе 1.

При описании приспособлений дается их принципиальное устройство и пояснительные иллюстрации. Подробные чертежи приводятся лишь там, где точность воспроизведения узлов необходима для нормальной работы приспособлений. В остальных случаях приспособления могут быть выполнены по-разному, исходя из конкретных условий работы и имеющихся материалов.

В центральных главах книги изложена технология токарных, фрезерных и резных работ по дереву. Чтобы полнее раскрыть технологический процесс, его описание дается в неразрывной последовательности: сначала показывается изготовление приспособления, затем специальный для данного вида обработки дерева режущий инструмент и после этого - сам процесс обработки детали с применением изготовленного приспособления. Однако в книге есть и общий раздел «Режущий инструмент», в котором объединены сведения, касающиеся инструмента в целом, материалов для его изготовления, геометрии резцов, приспособлений для заточки. Аналогичным образом описан абразивный инструмент: в главе 2 дан общий обзор, в последующих главах рассмотрены специальные инструменты и способы их применения.

Объемная резьба на станке относится к наиболее сложным видам обработки, требующим не просто умения, но в большой степени пространственного видения и художественного чутья. Подробное описание способов перевода лепной модели в деревянную скульптуру дается для того, чтобы показать мастеру-любителю не простой, но доступный путь освоения объемной резьбы. Автор счел возможным предложить любителям резьбы пользоваться проекционно-оптическим методом переноса изображений на заготовку. На первый взгляд, этот метод может показаться сложным, однако точная передача изображения и быстрая настройка на заданный размер делают его эффективным. Проекционный метод прогрессивен и может иметь самое разнообразное применение, а в ряде случаев (например, при реставрационных работах) он незаменим.

Показанные в книге готовые изделия - лишь малая часть того, что можно сделать на станках «Универсал». Ограниченный показ образцов не должен удивлять читателя, поскольку главная цель книги - рассказать не о том, что делать, а о том, как делать. В связи с этим следует подчеркнуть, что и начинающему мастеру и опытному необходимо постоянно изучать литературу по технике и искусству и не только близкую к теме данной книги, но и охватывающую другие области, так как в ней можно найти и новые идеи и нетрадиционные решения технических и творческих задач.

Изучая опыт и образцы труда прошлых поколений, мастер всегда должен помнить о том, что современные станки, даже небольших размеров, несравненно превосходят старые, в основном деревянные станки с ножным приводом и ручной подачей режущего инструмента. Однако мастерство и терпение позволяли ремесленникам минувших времен создавать великолепные изделия, отличающиеся как сложной технологией, так и высоким художественным уровнем. Теперь, опираясь на значительно возросшие технологические возможности современного оборудования, мастер должен стремиться создавать вещи не менее сложные, чем те, которые делались в прошлом.

Декоративное искусство, как и другие виды искусств, не стоит на месте, оно развивается, меняя свою стилистику. За последнее столетие наблюдается постепенное упрощение профиля точеных деталей. Создание новых форм ведется через поиск изящных и легких силуэтов, исключающих дробные элементы и сохраняющих природную красоту материала.

В наше время мастеру-любителю предоставлены широчайшие возможности, используя современную технику, пробовать свои силы в художественном творчестве. Изготавливая декоративные изделия, мастер сам выбирает стилистику и создает облик предмета, разрабатывает технологию его выполнения, объединяя профессии токаря и художника.
Категория: Обработка древесины | Добавил: shershen12 (27.01.2014)
Просмотров: 3377 | Рейтинг: 0.0/0